- племя
пле́мя (англ. tribe, от лат. tribus), тип этнической общности и социально-потестарной структуры, вплоть до недавнего времени теоретически связываемый преимущественно с ранними этапами социальной эволюции. Так, в американской неоэволюционистской этнологии (Э. Сэрвис) племя рассматривалось как эволюционная стадия политической организации, располагающаяся между первобытной общиной (band) и вождеством (chiefdom). В советской историографии было принято выделять два вида племён. 1. Стадиально более раннее, присущее охотникам и собирателям, характеризующееся реальными или (чаще) фиктивными кровнородственными связями между его членами, делением на роды, наличием племенной территории, некоторой экономической общностью, племенным языком и определённым культурным, в первую очередь религиозно-обрядовым, единством, самоназванием и самосознанием. Считалось, что такое племя выступало главным образом как этническая или протоэтническая (В. А. Шнирельман) общность первобытности. 2. Позднепервобытное племя, характеризовавшееся помимо перечисленных признаков ещё и наличием потестарной организации (племенной совет, племенные вожди), а также более тесными социально-экономическими связями между родами.
Однако этнографические материалы по так называемым аналогам первобытности заставляют полагать, что в чистом виде эти две теоретически выделенные формы встречались довольно редко. Так, не было племён ни у сан (бушменов), ни у пигмеев африканских охотников и собирателей. У аборигенов Австралии общности, именуемые племенами, были весьма аморфными образованиями без выраженного культурного и языкового единства, а в некоторых частях страны вообще отсутствовали. Племена позднего типа, образец которых связывали с социальной системой ирокезов, как она была описана Л. Г. Морганом, также далеко не универсальны для примитивных земледельцев или специализированных (так называемых высших) охотников и собирателей. В 1960-х годах в американской и британской антропологии (М. Фрид и другие.гие) было высказано мнение о вторичном характере племени, обладавшего потестарной или политической (по англоязычной терминологической традиции) организацией. В соответствии с этой концепцией, племя возникает лишь в итоге контакта доклассовых и безгосударственных обществ с более развитыми соседями, главным образом классовыми обществами (в частности, при колонизации) как вынужденная форма организации для отпора внешнему давлению. Несомненный факт "вторичного" или просто позднего образования племён у многих народов (в ряде случаев племена приходили на смену вождествам или даже государственным образованиям) и длительного сохранения их в классовых, главным образом кочевых, обществах (белуджи, арабы-бедуины, туареги, луры, пуштуны) не считается в отечественной литературе достаточным для пересмотра представления о племени как о первобытной этнопотестарной структуре. Однако именно изучению таких возникших сравнительно поздно и имевших ограниченное географическое распространение "непервобытных" племён уделяется в последнее время значительное внимание. При этом в племенах, представляющих собой устойчивые традиционные структуры, интегрирующие население многочисленных общин в широких ареалах Ближнего и Среднего Востока (как у кочевых, так и у оседлых земледельческих народов), предлагается видеть особую форму социально-политической организации, которая стадиально не ниже, чем вождество или даже раннее государство, и является весьма эффективной в определенных экологических и социально-исторических условиях альтернативой этим двум (А. В. Коротаев).
Термин "племя" в англоязычной литературе употребляется также для обозначения многих крупных этнических общностей, прежде всего африканских (например, йоруба, хауса, игбо и др.), далёких от племенного уровня развития (в классическом понимании) и являющихся в некотором роде аналогами крупных наций. Именно с таким употреблением термина "племя" связано появление понятия "трибализм" (трайбализм).
О. Ю. Артёмова, Л.·Е. Куббель
Народы и религии мира. - М.: Большая Российская энциклопедия. В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. 1998.